Й. Гайдн Оратория "Времена года" 3-я часть: Осень
Вступление «Осени» самое яркое – оно стилизовано под деревенские праздники. По Гайнду, эта часть олицетворяет радость от богатого урожая.
Осень показана нам не как чудовище, предшествующее зиме. Радостные ноты на протяжении всей части оратории свидетельствуют об обратном – осень выступает в роли благодатной и бесконечно прекрасной поры.
Центральных частей две: обе представляют собой деревенские праздники и забавы – праздник урожая и сцена охоты. В основе обеих центральных композиций лежит хоровое пение, которое в свою очередь опирается на народные традиции.
Сигналы 4-ёх валторн знаменуют скорое наступление охоты. В разыгравшейся забаве сигналы слышны и дальше, однако они подавляются другими инструментами и голосами – как хоровыми, так и сольными. Музыка, сопровождающаяся процесс охоты, стремительна, она возбуждает, тонизирует, воздействует на слушателя бодряще.
Картинное сопровождение «Осени» остаётся на недосягаемой высоте: лай собак олицетворяют фаготы и контрфаготы, а энтузиазм и азарт, рождающиеся у охотников, переданы с помощью удивительной и крайне редкой для того времени ситуации – через переход с D-dur (начало хора) в Es-Dur.
Финаль части заключает в себе народное песнопение в честь праздника урожая. Хоровое пение сопровождается картинным изображением крестьянских танцев и буйных народных забав. Музыка заключительного эпизода активно и удачно имитирует чисто крестьянские инструменты – лиру, фидель, волынку.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.